
С 9 по 17 января 2021 года по благословению митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на базе Минской духовной семинарии в онлайн-режиме будут проводиться Богословские...
С 15 декабря 2020 года по 31 января 2021 года в Минской духовной академии пройдет выставка «Сердце милующее», посвященная 85-летию со дня рождения, 55-летию архиерейской хиротонии и 45-летию возведения...
Начался прием творческих литературных работ для участия в Конкурсе «Свет Православия», который проводят Белорусская Православная Церковь, ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» БГУ,...
27 ноября 2020 г. в дистанционном режиме под председательством игумена Авксентия (Абражея), председателя отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии и Мохоревой Натальи Владимировны, директора государственного учреждения образования «Гимназия г. Калинковичи», состоялась секция для общеобразовательных учреждений. В заседании секции приняли участие иерей Антоний Буян, клирик Собора Казанской иконы Божией Матери, руководители учреждений образования, заместители директора по воспитательной работе, педагогические работники.
Встреча была посвящена обсуждению вопросов духовно-нравственных ценностей и современного образования на основе традиций белорусского народа.
В работе секции приняло участие 54 человека, выступили 16 человек с презентациями накопленного опыта работы, с сообщениями о возникающих проблемах и перспективах.
С приветственным словом к участникам семинара обратился игумен Авксентий (Абражей), который поприветствовал всех участников, огласил итоги и назвал победителей конкурса «Кладезь мудрости». Наталья Владимировна Мохорева отметила, что рада видеть всех участников, поблагодарила за участие в семинаре, познакомила с географией участников, особенно поблагодарила преподавателей Гимназии №1 им. Ю.А. Гагарина г. Клинцы, Брянской области. Она обратила внимание участников на необходимость сегодня вести речь о системе работы по приобщению детей к духовным ценностям. Наталья Владимировна назвала и несколько проблем в духовно-нравственном воспитании детей в современном образовании: это увеличение зависимости от электронных средств, начиная с раннего возраста, это и рост и количество себялюбивых и изнеженных детей и родителей, это и потребительский подход к жизни.
Несомненно, следует дать детям базовые ценности, показать, как следует вести себя по отношению к другим, начиная изменять самого себя, изучая нашу мудрость, православную.
Остановилась Наталья Владимировна на теме проекта – формирование культуры межличностных отношений на православных традициях белорусского народа. Эта тема актуальна всегда, а сейчас особенно, ведь хорошие манеры считают порой неким «светским» атрибутом. С духовной точки зрения мы имеем дело с двояким процессом: с одной стороны, все, что исходит из нас, рождается внутри нас, а с другой – то, что из нас исходит, определенным образом воздействует на то, что творится внутри нас.
Это третий проект, реализуемый в гимназии. В ходе достижения учебной программы факультативных занятий «Основы православной культуры» решаются следующие задачи:
- побуждать учащихся к духовному развитию и нравственному совершенствованию;
- развивать у учащихся стремление и умение совершенствовать окружающую жизнь в соответствии с духовно-нравственными идеалами православия;
- формировать представление о Священном Писании и Предании Церкви как источнике нравственных законов жизни, критериев нравственного поведения православных людей;
- формировать у учащихся систему духовно-нравственных ценностей и умение с их позиции оценивать свои действия и поступки.
Основной идеей работы по учебной программе является приобщение учащихся 5-9 классов к традиционным православным нравственным ценностям. Особое внимание мы уделяем православному краеведению, которое позволяет прикоснуться к свои корням, святыням малой родины. Конечно же, это посещение Юровичского Свято-Рождество-Богородичного монастыря, включенного в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины».
В детском коллективе ученики подражают друг другу. И от того, какие нормы они усвоят, зависит, какими людьми они станут в дальнейшем. Здесь, безусловно, очень важно преподавание Основ Православной Культуры.
С огромным интересом участники секции слушали доклад «Александр Невский - отец, отцовство и Отечество» Антония Буяна, клирика Собора Казанской Божьей Матери г. Калинковичи Туровской епархии.
На секции поделились опытом своей работы в данном направлении:
- Лабовская Мария Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе Государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Калинковичи» с докладом «Отец, отцовство и Отечество.»;
- Кротова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Калинковичи» с докладом «Воспитание нравственности у подрастающего поколения через уроки русской литературы»;
- Лапаревич Жанна Федоровна, заместитель директора по воспитательной работе Государственного учреждения образования «Полоцкая государственная гимназия №2» с докладом «Приобщение учащихся к гуманистическим, общечеловеческим и национальным ценностям в системе воспитательной работы гимназии»;
- Коваленко Елена Ивановна, учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Гимназия №8 имени В.И.Козлова г.Жлобина» с докладом «Взаимодействие гимназии, семьи и церкви в формировании традиционных ценностей у учащихся 1 ступени общего среднего образования.»;
- Лис С.А., учитель белорусского языка и литературы Государственного учреждения образования «Гимназия №8 имени В.И.Козлова г.Жлобина» с докладом «Далучэнне вучняў да нацыянальных духоўных каштоўнасцей на ўроках беларускай мовы і літаратуры.»;
- Смык С.А., учитель истории Государственного учреждения образования «Гимназия №8 имени В.И.Козлова г.Жлобина» с докладом «Приобщение учащихся к духовным, культурно-историческим традициям и ценностям белорусского народа средствами исследовательской деятельности»;
- Ходас Наталья Александровна, директор Государственного учреждения образования «Гимназия г. Хойники» с докладом «Система работы государственного учреждения образования «Гимназия г.Хойники» по реализации инновационного проекта «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера»;
- Семёнова Екатерина Геннадьевна, учитель истории Государственного учреждения образования «Гимназия 1 г. Орша» с докладом «Формирование духовности и патриотизма у подрастающего поколения через исследовательскую и поисковую деятельность.»;
- Шуранова Ирина Владимировна, учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Гимназия 1 г. Орша» с докладом «Сотрудничество семьи и школы.»;
- Видевич Людмила Марьяновна, заместитель директора по воспитательной работе Государственное учреждение образования «Средняя школа № 11 г. Лиды» с докладом «Использование возможностей регионального социокультурного кластера как условие повышения качества духовно-нравственного воспитания учащихся»;
- Родионова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Белоозерска» с докладом «Духовно-нравственный аспект творческого развития учащихся через организацию внеурочной деятельности»;
- Бурцева Наталья Валентиновна, директор, Круталевич Светлана Григорьевна, заместитель директора по УР, Драко Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Лешницкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» с докладом «Литературная гостиная как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе произведений классической, современной и православной литературы»;
- Казак Любовь Ивановна, директор государственного учреждения образования «Ельская районная гимназия» с докладом «Трансляция инновационного педагогического опыта в массовой образовательной практике»;
- Дронченко Елена Петровна, учитель начальных классов, государственного учреждение образования «Гимназия г. Калинковичи» с докладом «Преемственность в преподавании факультативных занятий по “Основам православной культуры” в рамках реализации инновационного проекта “Внедрение модели формирования культуры межличностного общения у детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия”».
- Николаенко Елена Николаевна, педагог-психолог МБОУ – гимназия №1 им. Ю.А. Гагарина г. Клинкцы, Брянская область с докладом «Волонтерская деятельность»;
- Котова Марина Станиславовна, учитель начальных классов МБОУ – гимназия №1 им. Ю.А. Гагарина г. Клинцы, Брянская область с докладом «Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности».
Доклады участников отражали актуальные темы практической работы педагогов в образовательном процессе. Они отражали ценность духовности и нравственности, важность грамотного объединения усилия учреждения образования, церковных, общественных организаций, учреждений культуры для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.
Процесс воспитания сопряжен с радостями и трудностями. Семья и гимназия составляют для ребёнка основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И сегодня мы можем говорить о росте доверия семьи к школе по вопросу воспитания на основе православных традиций и святынь белорусского народа.
Говоря об исторической памяти в рамках темы чтений, о базовых принципах воспитания, необходимо снова вспомнить рекомендации одной из секций международных Рождественских чтений:
- если рассказываем детям о войне, то говорим о силе духа;
- важна зрительная опора – это несколько экскурсий (это совет протоиерея Дмитрия Смирнова);
- говорить о христианской теме на войне;
- приглашение ветерана в школу.
В ходе работы секции представлена система духовно-нравственного воспитания обучающихся, которая дает возможность сориентировать ребенка на настоящие нравственные ценности на основе православной культуры, привить ему уважительное отношение к людям и обществу в целом, научить понимать добро и зло, милосердие и покаяние, любовь к Родине и своему народу.
Участники Чтений уверены, что сложившаяся система будет способствовать духовно-нравственному становлению личности учащихся, формированию их духовно-нравственного потенциала.