Деятельность председателя
В Казанском соборе молитвенно отметили день памяти апостола Матфия
22 Августа 2019


В Казанском соборе молитвенно отметили день памяти апостола Матфия


22 августа 2019 г. в Седмицу 10-ю по Пятидесятнице, в день памяти ап. Матфия, благочинный церквей Калинковичского округа, ключарь собора игумен Авксентий (Абражей) в сослужении иерея Антония Б...
В канун праздника Преображения Господня в Казанском соборе совершили Всенощное бдение
18 Августа 2019


В канун праздника Преображения Господня в Казанском соборе совершили Всенощное бдение


Вечером 18 августа 2019 года, в канун двунадесятого праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Казанском соборе города Калинковичи совершили Всенощное бдение с Литией, которое ...
Христово Преображение встретим, верные, радостно торжествуя в день предпраздничный...
18 Августа 2019


Христово Преображение встретим, верные, радостно торжествуя в день предпраздничный...


18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, предпразднство Преображения Господня, день памяти мученика Евсигния, в домовом монастырском храме прп. Серафима Саровского совершили Божественную литургию.
Перед...
Все новости
Проповеди
2019 год - 180-ти летия Объединительного Полоцкого Собора 1839 года
2019 год - 180-ти летия Объединительного Полоцкого Собора 1839 года
Анонсы
Открыт прием заявок на участие в интернет-конкурсе методических разработок «Кладезь мудрости»


Открыт прием заявок на участие в интернет-конкурсе методических разработок «Кладезь мудрости»


Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви приглашает к участию в интернет-конкурсе методических разработок в области религиозного образования и духовно-нравственного...

Начинается прием работ для участия в Республиканском конкурсе «За нравственный подвиг учителя»


Начинается прием работ для участия в Республиканском конкурсе «За нравственный подвиг учителя»


По благословению Высокопреосвященнейшего Павла, Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в 2019 году проводится ежегодный конкурс в области педагогики, воспитания и работы...

Все анонсы

Array
(
    [ID] => 28
    [TIMESTAMP_X] => 2017-07-20 14:04:26
    [IBLOCK_ID] => 19
    [NAME] => Галерея
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => MORE_PHOTO
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => F
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => 
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Галерея
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)

Церковнославянский язык — сокровище нашего Богослужения

Церковнославянский язык — сокровище нашего Богослужения
Богослужение Православной Церкви имеет особый язык, который называется церковнославянским. В научных кругах можно встретить название «старославянский» или «древнеболгарский», хотя по сути — это один и тот же язык, — язык, на котором написаны церковные книги.

Без преувеличения, он является сокровищем нашего Богослужения, также важен, как иконы или уникальное храмовое зодчество! Главная его особенность состоит в том, что на церковнославянском языке только молятся, беседуют с Богом, доверяют Ему как своему Творцу и Промыслителю самые сокровенные движения ума и сердца. По сравнению с разговорным языком, в деле молитвы церковнославянский имеет то важное преимущество, что на нем не ведут праздных или грубых разговоров, поэтому он свободен от всевозможных мирских ассоциаций, чист и особым образом настраивает на молитву. Некоторые слова в нем даже имеют совсем иное значение, нежели в современном разговорном языке (например, «гнать» обозначает «стремиться к чему-либо», «прелесть» — духовная болезнь, «живот» — жизнь).

Церковнославянский язык появился благодаря апостольскому подвигу святых Кирилла и Мефодия (IX в.), которые создали азбуку и проповедовали христианскую веру в Великой Моравии (на территории современной Чехии). Затем ученики святых братьев обосновались в Болгарии, где расцвела славянская письменность. А после крещения Руси (в 988 г.) славянские книги появились и на русской земле. Поначалу книги сверялись с болгарскими оригиналами (ведь первые славянские книги мы получили именно из этой южной страны), а в XVII веке, в ходе реформы патриарха Никона, их заново перевели с греческих первоисточников, чтобы Православие на Руси и на Востоке имело общую основу, одинаковые тексты богослужебных книг.

Нельзя сказать, что современный язык совсем не подходит для молитвы, но его образный ряд слишком тесно связан с повседневностью, привязан к земле. Слово «Бог» в некоторых газетах пишут с малой буквы, а обращение «Боже» в русской грамматике считают не существительным, а междометием…

Как бы там ни было, хоть и называют некоторые справочники церковнославянский язык «мертвым», для нас он не мертв. Мы активно общаемся на нем — с Богом, со святыми. По глубине проникновения в душу и степени затрагивания всего человеческого существа, он имеет большую силу. С его помощью может происходить настоящее преображение человека! И после этого его называют «мертвым»?!

Церковный язык имеет стройную грамматику, гораздо более разнообразен в написании слов (например, в нем три буквы для передачи звука «е», столько же для звука «и», и пять, связанных со звуком «о»). В нем три основных вида ударений, а священность слов подчеркивается при помощи «титлов» (от слова «титло», табличка, которую прикрепляли на возвышенном месте). Прошедших времен в церковнославянском четыре, и каждое имеет особый оттенок смысла, подобно некоторым европейским языкам.

Красота и неповторимость церковнославянского языка связаны, прежде всего, с боговдохновенной поэзией святых авторов. Каждый тропарь, ирмос, стихира полны ярких, запоминающихся образов. Особенно много прекрасных эпитетов адресуется Божией Матери, заступнице христиан. «Что (Кем) Тя наречем, о Благодатная?/ Небо — яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай — яко прозябла (израстила) еси Цвет нетления;/ Деву — яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога…» (из молитв Третьего Часа).

Церковнославянский язык, являясь языком переводов с греческого, тесно связан с древним Византийским Православием, которое передано нам, как сокровище, для сохранения и приумножения христианской веры. Некоторые фразы на церковнославянском звучат малопонятно. Но это потому, что переводы с греческого были сознательно сделаны «слово в слово», не учитывая природные особенности славянского языка. Такова была традиция в Византии (государство, существовавшее в IV-XV веках на территории нынешних Греции, Турции и других стран): разрешалось переводить священные тексты на национальные языки, но с одним условием — переводы делались дословные, как «калька». Благодаря этому удавалось избежать «вольной» трактовки текстов, ведь иногда, в угоду красоте перевода, авторы могут исказить первоисточник, а в передаче догматических истин вольный перевод недопустим!

В некоторых храмах Беларуси практикуют Богослужение на белорусском языке, противопоставляя (как думают некоторые) «белорусскоязычную» службу «русскоязычной» в остальных приходах. На самом деле в большинстве наших храмов служат на церковнославянском, а не на русском, и никакого политического мотива в этом нет, ведь на этом священном языке совершают богослужения в Сербии, Болгарии, Черногории, Польше, России и на Украине. Церковнославянский — язык межнационального общения славянских стран. Таким образом, он впитал в себя и греческие элементы, и слова из еврейского языка (особенно — имена), тесно связан со всем славянским миром, а также весьма близок по грамматическому строю с языками романской группы!

Конечно, церковнославянскому языку нужно учиться, постигая его постепенно, шаг за шагом, чтобы его красота сочеталась с пониманием образного и догматического ряда предлагаемых Церковью текстов. Тысячу лет назад наши предки на Киевский Руси тоже учились понимать церковнославянский язык, прикладывая к этому усилие.

Приложим же усилие и мы, чтобы церковный язык стал для нас настоящим проводником в чистый мир возвышенных святых образов. Ведь церковнославянский язык сродни древним иконам и фрескам— их надо оберегать, подолгу всматриваясь, с любовью постигая, чтобы изображаемый духовный мир нашел отражение в сердце и принес плод в терпении и покаянии.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин



oroik.by


Последние новости

Состоялся выпускной вечер детской Воскресной школы при храме Святой Живоначальной Троицы г. Ельска
16 Августа 2019


Состоялся выпускной вечер детской Воскресной школы при храме Святой Живоначальной Троицы г. Ельска


В минувшее воскресенье, 11 августа 2019 года, прошел выпускной вечер детской Воскресной школы при храме Святой Живоначальной Троицы г. Ельска. В этом году школу закончили одиннадцать замечательных ребят...
Библейская школа для детей прошла в Поречской средней школе
12 Августа 2019


Библейская школа для детей прошла в Поречской средней школе


С  5  по 10 августа  2019 года по благословению преосвященного Леонида, епископа Туровского и Мозырского, на территории прихода храма Нерукотворного Образа Господня а д. ...
Председатель ОРОиК Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей) посетил детский православный лагерь «Горлица»
10 Августа 2019


Председатель ОРОиК Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей) посетил детский православный лагерь «Горлица»


9 августа 2019 года, по благословению преосвященного Леонида, епископа Туровского и Мозырского председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии, наместник Юровичского мужского...
Председатель ОРОиК Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей) принял участие в совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации БПЦ
31 Июля 2019


Председатель ОРОиК Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей) принял участие в совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации БПЦ


30 июля 2019 года на базе свято-Елисаветинского монастыря г.Минска прошло совещание руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации БПЦ.
Возглавил работу совещания: епископ...
В Мозыре состоялся научно-практический семинар “ Князь Владимир в восточнославянской истории: начало Православия на Руси”
29 Июля 2019


В Мозыре состоялся научно-практический семинар “ Князь Владимир в восточнославянской истории: начало Православия на Руси”


26 июля 2019 года на базе кафедры истории и обществоведческих дисциплин филологического факультета УО “Мозырский государственный педагогический университета им. И.П. Шамякина” совместно с молодежным отделом...
ФОТОРЕПОРТАЖ
Председатель отдела: игумен Авксентий (Абражей)

электронный адрес: orok-turoveparh@mail.ru


© Официальный сайт отдела религиозного образования и катехизации Туровской Епархии, Белорусской Православной Церкви, 2017