Деятельность председателя
Состоялось подведение итогов IV открытого областного художественного конкурса «Мозырская палитра»
18 Апреля 2018


Состоялось подведение итогов IV открытого областного художественного конкурса «Мозырская палитра»


18 апреля 2018 года на базе ГУО «Мозырская детская художественная школа искусств» состоялось подведение итогов IV открытого областного художественного конкурса для детей и творческой молодежи «Мозырская...
В Калинковичах состоялся Пасхальный фестиваль «Радость»
15 Апреля 2018


В Калинковичах состоялся Пасхальный фестиваль «Радость»


15 апреля 2018 года по благословению епископа Туровского и Мозырского Леонида, на территории собора Казанской иконы Божией Матери города Калинковичи состоялся Пасхальный фестиваль «Радость».
Открытое...
Богослужение в неделю Антипасхи
15 Апреля 2018


Богослужение в неделю Антипасхи


15 апреля, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, в домовом храме прп. Серафима Саровского Рождество-Богородичного мужского монастыря аг. Юровичи совершили Божественную литургию.
Богослужение...
Все новости
Проповеди
2018 год – «Год Архиерея-воссоединителя митрополита Иосифа (Семашко)»
Анонсы
20‒22 апреля в Минске пройдет семинар «Супружеские встречи»


20‒22 апреля в Минске пройдет семинар «Супружеские встречи»


20‒22 апреля 2018 г. в Минске, в Паломническом центре «Елисаветинский», пройдет закрытый семинар «Супружеские встречи».

Встречу в Минске организовывают клирик минского храма святого апостола...
Открыт конкурс малых грантов «Доброволец — 2018»


Открыт конкурс малых грантов «Доброволец — 2018»


Исполнительная дирекция Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных...
Все анонсы

Array
(
    [ID] => 31
    [TIMESTAMP_X] => 2017-07-21 11:17:06
    [IBLOCK_ID] => 22
    [NAME] => Галерея
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => MORE_PHOTO
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => F
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => 
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Галерея
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)

«Христианские ценности в системе нравственной культуры личности в светском образовании» игумен Авксентий (Абражей), председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии БПЦ

«Христианские ценности в системе нравственной культуры личности в светском образовании» игумен Авксентий (Абражей), председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии БПЦ
Исторический анализ проблем нравственного воспитания показывает, что этим вопросам практически всегда уделяли огромное внимание, потому что уровень нравственного развития человека определяет характер взаимоотношений личности и общества, благодаря чему человек принимает активное участие в социальной жизни. В постсоветский период усилия многих белорусских ученых сосредоточились на разработке личностно ориентированной концепции нравственного воспитания, содержательное поле которой дало возможность получить объективное научно-теоретическое обоснование целостности и системности процесса нравственного воспитания, установить структурно-генетические связи между его компонентами. Представители этой концепции Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, В.Т. Чепиков, Ф.В. Кадол и др. Цель нравственного воспитания, представленная конкретными личностными качествами, определяющими систему нравственных отношений личности, ее поведение и деятельность, тем самым наполняются педагогическим содержанием, характеризуя также и результаты личностного формирования. Такая реально функционирующая цель задает логику построения организованной, строго упорядоченной совокупности содержания, задач, методов, средств и форм воспитания как системы, в структуре которой изменение одного компонента неотвратимо влечет за собой изменение остальных.
«Цели воспитания, – пишет В.С. Ильин, – должны включать в себя два компонента: первый – цели формирования отдельных качеств личности ... и второй – взаимосвязь с целями формирования стержневых качеств личности. При такой структуре целей воспитания в них проектируются изменения – и в целостности, всесторонности личности (в стержневых ее свойствах, гранях разносторонности), и в других ее качествах, координируемых стержневыми» [1, с. 53]. На основе анализа практики воспитания, существующих концептуальных подходов и историко-педагогических исследований В.Т. Кабуш пришел к выводу, что при определении целей воспитания необходимо использовать личностно ориентированный подход, который предполагает рассматривать воспитание как формирование конкретных качеств личности. Эти качества по своему содержанию и структуре имеют сложный характер, взаимосвязаны и взаимообусловлены и поэтому могут быть представлены в виде «дерева». «Интегративное «дерево целей», – отмечает педагог, – это становление самостоятельной, свободной, творческой личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитием склонностей и способностей путем реализации своих прав и обязанностей» [2, с. 31].
Среди педагогических исследований наиболее приближенным к проблеме формирования духовно-нравственной культуры учащихся являются работы Е.М. Рангеловой (3), А.С. Зубры (4), В.В. Граковой (5). Е.М. Рангелова, например, рассматривает формирование нравственной культуры учащегося в качестве цели и основного результата организации процесса нравственного воспитания. «Чем лучше организован воспитательный процесс по содержанию и по структуре, т.е. чем лучше реализуются отдельные этапы как компоненты целого, тем выше степень сформированности нравственной культуры личности» [3, с. 97]. Исследователь трактует нравственную культуру как комплексно-интегральную характеристику личности, которая включает в себя как единое целое моральное сознание и самосознание личности, пережитые ею моральные чувства, сформированные потребности и способности к проявлению нравственности в поведении, к активной позиции» [3, с. 30].
По мнению А.С. Зубры, нравственная культура есть единство нравственных чувств и интеллекта. Главным условием нравственного развития учащихся ученый признает интеллектуальное развитие. Он называет несколько форм проявления нравственной культуры: нравственная напряженность, нравственная зрелость, нравственная надежность [4]. В.В. Гракова основной воспитательный акцент делает на формирование духовной культуры учащихся. Развитие ее исследователь понимает «как формирование личной позиции в деятельности, становление индивидуального бытия в мире культуры, субъективности собственной жизнедеятельности» [5, с. 72]. Принципиально важным моментом является то, что показателем эффективности педагогической работы становится способность личности к духовной самореализации.
Таким образом, можно констатировать, что в педагогике наметился путь к разрешению духовно-нравственных вопросов с позиций культуры и разработана необходимая методологическая база. В то же время не проведены системные «культуросообразные» педагогические исследования по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания остается одной из актуальных и малоразрешенных на уровне целей, принципов и технологий. Опыт православной педагогики и психологии нам представляется актуальным для современной школы. Принципиальных подход к определению сущности духовно-нравственного воспитания содержится в работах известных педагогов К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, представителей православной и нравственной психологии Б.В. Ничипоренко, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова и др. Формула нравственного воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе».
Духовно-нравственное воспитание – базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие духовно-нравственных идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Это целенаправленный, организованный комплексный процесс воздействия на психику воспитанника и создания определенных условий в целях образования и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности православной культуры, формирование морального духа, духовно-нравственных: сознания, отношений, поведения и культуры. Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное формирование человека в контексте его всестороннего развития. Задачи духовно-нравственного воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к духовно-нравственным ценностям, вторая – активного включения в духовно-нравственную деятельность. Эти цели конкретизируются в следующих задачах.
1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
– формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
– утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравст¬венное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам.
4. Воспитание достойного гражданина, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
5. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
6. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями; восстановление традиционной белорусской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей [5].
В свою очередь и эти задачи нуждаются в конкретизации. Думается, что одним из существенных недостатков абстрактной формулировки целей и задач воспитания является недостаток конкретики, в результате чего задача воспитания не переводится на уровень, понятный не только учителю, но и ученику. А без этого не может быть полноценного воспитания, так как ученик, который не знает, хотя бы в самом общем виде, цель своего воспитания не может быть субъектом воспитания. Если же попытаться сформулировать тот нравственно-духовный идеал, который необходимо достичь в процессе воспитания, то его можно представить следующим образом.
1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего, здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам, эстетически, духовно и интеллектуально развитый человек. Поскольку человек всегда живет в социальном пространстве, то необходимо осмыслить его роль и в контексте его будущего социального положения.
2. Семьянин. Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью.
3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п.
4. Сын своего народа. Каждый народ – это великое создание Божие на земле, и потому каждый человек должен понимать это и работать для блага своего народа.
5. Гражданин своего Отечества.
6. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества. С каждым днем этот абстрактный тезис наполняется все большим смыслом и реальным содержанием, так как каждый человек так или иначе, но все теснее входит в общение с человечеством. Поэтому необходимо воспитывать гражданина мира, а не исполнителя тех или иных непонятно кем заданных и непонятных самому человеку ролей [6, с. 52–53].
В исследовании доцента Вильнюсского педагогического университета, кандидата физико-математических наук О.Л. Янушкявичене отмечается, что духовно-нравственное воспитание предполагает:
– осознание воспитанниками требуемых нравственных норм и правил поведения;
– переход знаний в убеждения (убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни);
– воспитание чувств (это непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания: без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины);
– деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравст¬венных поступков (именно поступок, его анализ позволяют понять как характер духовно-нравственного проявления личности, так и сущность педагогического воздействия на нее в плане морального формирования; н6равственными должны быть не только действия, но и порождающие их мотивы и цели);
– ценностное отношение к другому человеку, и, соответственно, к самому себе (этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на достижение результатов, которое принесут благо другим, обществу, человечеству в целом – по сути, только с этого момента можно говорить о духовности, нравственности) [7, с. 135].
Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
– опыт переживания высоких духовных состояний;
– опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
– опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
– опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
– опыт разрешения нравственных проблем;
– опыт содержательного, духовного общения;
– опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, и т.д.).
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей. Возникает вопрос: «На какой системе ценностей строить это воспитание?» В основе этих ценностей – православное христианство. Определяющим моментом в использовании христианских ценностей в воспитательном процессе должен стать тот факт, что: «…христианские ценности образуют достаточно заметную систему с системообразующей доминантой вселенской любви – абсолютного императива, неведомого ни язычеству, ни иным так называемым мировым религиям… Христианские ценности – уникальная система, жизнеспособность которой поддерживается не центростремительными (питающими её), а центробежными (от них – к каждому способному воспринять эти ценности) интенциями»[15]. «Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данною средою (в широком смысле этого слова, обнимающем все области бытия, высшие и низшие, с которым человек практически соотносится) … В этой личностно-общественной деятельности постепенно осуществляется те бесконечные возможности, которые заложены и в самой природе человеческой – в каждом и во всех» [16, с.309]. Таким образом использование в образовательном процессе христианских ценностей дает нам замечательную возможность воспитать глубоко социальную личность и поскольку православное христианство рассматривается ещё и как культурообразующая религия, то правомерность обращения в целях воспитания подрастающего поколения к духовно-нравственному потенциалу православной педагогики не вызывает сомнения [8]. Духовно-нравственное воспитание необходимо осуществлять на следующих педагогических принципах.
Взаимосвязь и взаимодействие знания, чувства, поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения смыслов человеческой жизнедеятельности, основанных на ценностях православной культуры. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися духовно-нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного духовно-нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников.
Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов, учащихся, родителей и священников как основной принцип всей воспитательной политики. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником духовно-нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления.
Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, пред¬полагающих включенность когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной системы.
Все это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педаго¬гические параметры духовно-нравственного воспитания [9].
Возникает вопрос о способах (методах и формах) духовно-нравст-вен¬ного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Это ни в коей мере не означает, что он должен быть бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей. Именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в отличие от информационно насыщенного монолога. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности – исповедуется, а тот отвечает своей исповедью. Как пишет М.С. Каган: «В этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий» [10, с. 294].
Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека, создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения [11].
История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный отклик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравст¬венных качеств [12].
На сегодняшний день, как отмечает доктор педагогических наук, профессор игумен Георгий Шестун, появилось несколько подходов на базе которых разработаны программы и учебно-методические пособия по предмету «Основы православной культуры» (название предмета может иметь другие варианты). Рассмотрим эти подходы.
Краеведческий подход. Чаще всего разработчики таких курсов ограничиваются историей Православия в конкретном крае и не претендуют на изучение всей православной культуры.
Церковный подход. Разработчики данного направления исходят из того, что только церковная культура и является православной. Тем самым отвергаются великие произведения литературы, живописи, музыки, кинематографа, несущих в себе свет православных ценностей.
Церковно-этический подход. Это направление близко к предыдущему, но уделяет больше внимания аксиологической стороне Православия, его ценностной и нравственной основе. Разработчиков данного направления тревожит слово «культура» в названии предмета, и поэтому можно наблюдать некоторые вкрапления, довольно безосновательные и несистематические, из области культурологи в программы и учебные пособия.
Конфессиональный, или религиоведческий, подход. Используется некий взгляд извне, претендующий на объективное рассмотрение положения Православия и православной культуры в мире, и особенно в мире других религий и ценностных ориентаций. Этот подход далек от православной культуры и более близок предметам «Религии мира» или «Сектоведение».
Культурологический подход. Данный подход – наиболее перспективный, но на сегодняшний день менее всего разработанный. Но и в этом направлении уже заметна некая ограниченность. Православная культура ошибочно рассматривается только как культура Православия, или культура людей православных. Это вызывает критику со стороны тех, кто видит ценности Православия и в произведениях, созданных неправославными людьми [13, с. 359].
На наш взгляд, следует рассматривать православную культуру как культуру Православной цивилизации, или можно ее назвать духовно-нравственной культурой Православной цивилизации. Наши дети должны знать, как пробуждалась самобытная русская религиозная философия, как рождалась великая русская литература, как понять глубину и религиозный смысл отечественной и мировой культуры, воспитываясь и обучаясь вне традиции собственной цивилизации. Анализ теоретических источников, опыта педагогической работы позволяет определить условия духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры. Эти условия можно выразить в шести аспектах.
Воспитательный: восстановление приоритетов духовно-нравственного воспитания в школе и выстраивание всей жизни школы в соответствии с фундаментальными принципами духовно-нравственного воспитания; последовательное, умелое приобщение детей к православной культуре через факультативные занятия «Основы православной культуры»; создание необходимых условий для развития и творческих способностей школьников.
Образовательный: принятие за основу образования гуманитарных дисциплин, представленных систематическими учебными предметами русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, предмета «Человек и мир» и других, включение в учебный план факультативов по изучению различных сторон национальной культуры.
Методический: научно-теоретическая подготовка учителей (изучение основ традиций белорусской культуры, народной и православной педагогики через школьные методические объединения, православной культуры через систему повышения квалификации и самообразование учителей; развитие у педагогов профессиональных умений и навыков корректировать свою деятельность с учетом мировоззрения и возраста учащихся; признание педагогами, родителями и учащимися приоритета развития личности школьника средствами православной культуры; разработка учителями с помощью ученых и методистов авторских программ по факультативам, кружкам и другим формам обучения школьников.
Социально-педагогический: укрепление авторитета учителя; создание на территории района комплекса «детский сад – школа – православный приход» для полномасштабного воздействия на воспитанников; сотрудничество со священником в воспитании учащихся; объединение усилий педагогов и родителей школьников в целях слаженности действий по духовно-нравствен- ному воспитанию младших учащихся.
Управленческий: организация совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся в процессе духовно-нравственного воспитания; определение доминирующих видов деятельности, основанных на православных традициях белорусского народа; создание оптимального психологического микроклимата в школе; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей; создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех членов школьного коллектива.
Технологический: выстраивание традиционной системы отношений между учителями и учениками в рамках родительско-детских отношений; овладение учителями формами и методами воспитательного воздействия; использование в работе форм и методов, способствующих целенаправленному формированию качеств личности, стимулированию ее саморазвития.
Рассмотрев аргументы в защиту христианских ценностей в системе светского образования и методологические подходы в воспитательном процессе, считаю необходимым затронуть и негативные моменты в продвижении вышеописанной системы духовно-нравственного воспитания. Самым первым ограничением является Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях», где статья 9 гласит:
-Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь[14].
И, такой порядок был определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. N 838 «Об утверждении положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся», где определен следующий порядок организации взаимодействия Учреждений образования и Церкви, в главе 2 пункт 7:
- Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся в рамках соглашения может быть инициировано администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования. Соответствующее предложение в письменном виде направляется религиозной организации [17].
Соответственно при правовом подходе организации сотрудничества, включается «человеческий» фактор, как-то: различное мировоззрение руководителей учреждений образования, учителей и родителей. Многие педагоги в Республике Беларусь являются продуктом атеистического мировоззрения и абсолютно не заинтересованы в преподавании христианских ценностей. Но даже если и найдутся желающие привить нравственные основы поведения и научить детей послушанию и прилежности, то научить их тому, что есть Бог и что мы ответственны перед Ним, они считают неправильным и противоречащим принципу «светскости» нашей системы образования.
Между тем сегодня уже очень остро встает вопрос о сохранении христианской цивилизации, в основе которой лежат принципы единства и христианские ценности. Для нашей цивилизации очень важно конфессиональное начало, благодаря историообразующему и социокультурному особенностям его и, поэтому, мы не имеем права не признавать «объективность христианского вектора становления всех западных цивилизаций нового времени» [15]. Православное Христианство и его аксиологическое основание способно позитивно повлиять на социально-экономические проблемы нашего государства, как части христианской цивилизации, или в противном случае: «… эта самая цивилизация погибнет сразу же, как только сумеет уничтожить в своем генетическом коде якобы неимманентные ему гены христианства. Никто не будет стимулировать ее гибель извне, - эта болезнь называется вырождением: не христианства, а цивилизации… христианские ценности – единственные вербально зафиксированные условия для нашего общего существования, а их сознательное восприятие и следование им на деле – единственный шанс земного выживания, предоставленный нам два тысячелетия назад» [15].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек, тайна личности, слово, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных. Вопрос о духовно-нравственном воспитании – это вопрос не только о средствах и методах воспитания, о правовой базе, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и руководствуется в жизни. Процесс духовно-нравственного воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Кроме того, сложность определяется и тем, что он динамичен, подвижен и изменчив. Назначение духовно-нравственного воспитания – правильно сориентировать формирование личности на аксиологическом основании христианства, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанника.

Список использованных источников

1 Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
2 Кабуш, В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества / В.Т. Кабуш. – Минск: ИПК и ПРР и СО, 1994. – 182 с.
3 Рангелова, Е.М. Нравственная культура ученика / Е.М. Рангелова; пер. с болг. С. Волчановой [и др.]. – Минск: Изд-во БГУ, 1998. – 183 с.
4 Зубра, А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов / А.С. Зубра. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – 184 с.
5 Гракова, В.В. Концептуальные основы формирования духовной культуры подростков в процессе их музыкальной деятельности / В.В. Гракова // Концептуальные основания развития современной образовательной практики: исследования молодых ученых: сб. науч. тр.: в 2 ч. / Нац. Ин-т образования; под ред. Б.В. Пальчевского. – Минск, 2001. – Ч. 2. – С. 69–77.
6 Меньшиков, В.М. Преподавание православной культуры в школе: опыт Курской области / В.М. Меньшиков // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и ред.: д-р социол. наук М.Н. Белогубова, канд. пед. наук И.В. Метлик, канд. философ. наук А.В. Ситников. – М.: Планета 2000, 2003. – С. 52–53.
7 Янушкявичене, О.Л. Духовное воспитание: история и современность / О.Л. Янушкявичене. – М.: «ПРО-ПРЕСС», 2009. – 176 с.
8 Пархоменко, Н.В. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Н.В. Пархоменко; Курский гос. пед. ун-т. – Курск, 2002. – 23 с.
9 Шевченко, В.П. Духовно-нравственное воспитание школьников средст¬вами художественной литературы: социокультурный аспект: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.05 / В.П. Шевченко. – Минск: БГУК, 2003. – 21 с.
10 Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
11 Скокова, Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания / Г.В. Скокова // Начальная школа. – 2006. – № 11. – С. 45–49.
12 Жарковская, Т.Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных дисциплин / Т.Г. Жарковская // Педагогика. – 2008. – № 10. – С. 49–53.
13 Георгий (Шестун), игумен. Православная школа / Игумен Шестун Георгий. – М.: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы
образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004 – 368 с.
14 О свободе совести и религиозных организациях: закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/laws/law1241.htm – Дата доступа: 12.09.2014.
15 Лексин В.Н. Христианские ценности и христианская цивилизация: проблемы восприятия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/leksin.pdf - Дата доступа: 12.12.2014
16 Соловьев Вл.С. Оправдание добра. – М.:Академический проект, 2010. – 671 с. – (Философские технологии)
17 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 №838 "Об утверждении Положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся" [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/postanovsm2/sovm177.htm - дата доступа 16.03.2015


Последние новости

Состоялось подведение итогов IV открытого областного художественного конкурса «Мозырская палитра»
18 Апреля 2018


Состоялось подведение итогов IV открытого областного художественного конкурса «Мозырская палитра»


18 апреля 2018 года на базе ГУО «Мозырская детская художественная школа искусств» состоялось подведение итогов IV открытого областного художественного конкурса для детей и творческой молодежи «Мозырская...
В Калинковичах состоялся Пасхальный фестиваль «Радость»
15 Апреля 2018


В Калинковичах состоялся Пасхальный фестиваль «Радость»


15 апреля 2018 года по благословению епископа Туровского и Мозырского Леонида, на территории собора Казанской иконы Божией Матери города Калинковичи состоялся Пасхальный фестиваль «Радость».
Открытое...
В Мозыре состоялся районный этап олимпиады по основам православной культуры
15 Апреля 2018


В Мозыре состоялся районный этап олимпиады по основам православной культуры


14 апреля 2018 года при взаимодействии с Туровской епархией на базе ГУО «Средняя школа №15 г. Мозыря» состоялся районный этап олимпиады по основам православной культуры для обучающихся 4-8 классов учреждений...
В Петрикове воспитанники Воскресной школы поздравили прихожан с Пасхой
15 Апреля 2018


В Петрикове воспитанники Воскресной школы поздравили прихожан с Пасхой


15 апреля 2018 года после Божественной литургии воспитанники Воскресной школы прихода храма Вознесения Господня в г. Петрикове поздравили прихожан с Пасхой Господней и порадовали всех праздничным концертом....
Историю праздника Воскресения Христова узнали учащиеся Мозырской СШ № 6
14 Апреля 2018


Историю праздника Воскресения Христова узнали учащиеся Мозырской СШ № 6


12 апреля 2018 года состоялась встреча исполняющего обязанности благочинного Мозырского городского округа, настоятеля прихода храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Мозыре с учащимися 7-го класса...
ФОТОРЕПОРТАЖ
Председатель отдела: тел. +375297301156 игумен Авксентий (Абражей)

электронный адрес: orok-turoveparh@mail.ru


© Официальный сайт отдела религиозного образования и катехизации Туровской Епархии, Белорусской Православной Церкви, 2017